Лилия 100 цветков на одном стебле

Лилия с десятками бутонов на одном цветоносе

автор Парфенова Г.С., фото автора; комментарий Зиборовой Е.Ю.

Лилия в моём саду, образовавшая около сотни бутонов на одном цветоносе, очень удивила меня в нынешнем июле ( 2010 г .). Потому что была она раньше самая обычная – простенькая, и ценности никакой не представляла.
На моём прошлогоднем фото видно, что раньше эта лилия была совершенно нормальной.

Однако в этом году лилия мутировала: такое впечатление, что срослись несколько
стеблей в один. И на этом общем широком цветоносе образовалось множество бутонов, получился огромный букет. Выглядит многоцветковая лилия очень забавно!

На одном разросшемся стебле аномальной лилии я насчитала более 80 соцветий (дальше надоело считать).
Пришлось привязать цветонос массивной лилии к железной трубе — иначе рискует упасть, не может самостоятельно выдержать немалый вес многочисленных цветков.

Вот так выглядела лилия на разных стадиях цветения:

Скоро моя удивительная лилия отцветёт. У нас в Сибири растения развиваются очень быстро, ведь в наших климатических условиях им некогда раздумывать…

Галина Сергеевна Парфёнова (г. Новосибирск)

Фасциация растений

Многим любителям флоры приходилось наблюдать интересное явление, когда у самого обычного древесного или травянистого растения вдруг образовывался необычайно широкий сросшийся побег и цветонос. Порой у растения происходит срастание листьев, соцветий, плодов.

Феномен срастания у растений нескольких обособленных частей называется фасциацией.
Данный термин произошёл от латинского слова «фасция» (fascia, перевод «повязка, «полоса») — соединительнотканная оболочка, образующая футляр.
Это явление происходит, когда под влиянием различных факторов у растения несколько точек роста соединяются в одну. Например, по мере развития сливаются вместе несколько соседних стеблей или главный стебель и боковые побеги с цветоносами. В результате, получается единый широкий цветонос плоско-лентовидной формы с ровной или ребристой поверхностью, на котором формируется огромное количество бутонов. Возможно искривление и перекручивание стебля фасциированного растения, его ненормальное ветвление.

Многие учёные относят фасциацию к генетическим дефектам растений. Распространено мнение, что фасциация — это не просто случайное изменение строения, а появление принципиально новых структур в эволюции растений.

Фасциация используется селекционерами для получения декоративных садовых форм или особо урожайных пищевых растений. Если фасциация является наследственной, необычный признак передаётся дочерним растениям.

«Фасциации могут передаваться семенами и вегетативно — стеблевыми, листовыми и корневыми черенками. Путём целенаправленного отбора в ряде поколений можно выделить наследственные варианты фасциаций, что было показано на ряде культурных растений» (Жуковский, 1950).

Причины появления фасциации у растения могут быть разные, среди них:
— очень благоприятные условия выращивания: применение биорегуляторов и стимуляторов роста, использование гранулированных минеральных удобрений;
— негативные условия роста: механическое повреждение луковицы или развивающихся ростков, воздействие вирусов (бактерий, грибов) или насекомых-вредителей, внесение пестицидов, влияние радиации;
— мутации вследствие резкого изменения нормальных условий содержания растений (режима освещения, температуры, влажности), поэтому фасциация чаще происходит в период аномальной погоды.

У садовых и комнатных растений наблюдается множество типов фасциации, но точную причину её появления в каждом конкретном случае выявить проблематично.

Среди комнатных растений первенство по частоте появления фасциаций принадлежит кактусам.
Садоводы замечали, что фасциации подвергаются как съедобные растения (тыквенные, виноград, малина, земляника и др.), так и цветочные культуры — очитки (седумы), дельфиниумы, целозия гребенчатая, лилии и другие виды.

Среди обширного ассортимента лилий выделяются некоторые сорта («Ред Хот», «Голден Сплендор», др.), у которых цветоводы неоднократно наблюдали фасциацию. У Азиатских гибридов славится сорт «Марлен» способностью образовывать сотню и более цветков на одном разросшемся цветоносе.
Особенностью лилии «Марлен» и других сортов фасциирующих лилий является то, что в они способны давать из одной сильной луковицы сразу несколько побегов, которые могут срастаться в один широкий цветонос с обилием цветков.

В связи с возможностью проявления фасциации у луковиц азиатки «Марлен» недобросовестные продавцы посадочного материала смекнули, как можно воспользоваться этой особенностью для получения незаслуженно высоких доходов. В результате появились в продаже луковицы «сортогруппы Марлен» — якобы это новейшая группа лилий с закреплённым свойством многоцветковости. На сопровождающих эти дорогие луковицы фотографиях (изготовленных с помощью компьютерных технологий) изображены шикарные лилии разнообразной окраски с десятками цветков на одном стебле.

Однако возможная фасциация у настоящей лилии «Марлен» — это лишь очередной повод для наживы предприимчивых дельцов.
На самом деле, лилия сорта «Марлен» фасциирует не всегда.
Цветок этого сорта имеет бело-розовую окраску: лепестки от кончиков до середины розовые, а от середины до основания кремово-белые.

Кстати, заодно хочу предупредить читателей Gardenia.ru и об обмане цветоводов при продаже луковиц «лилий-птиц» на весенне-осенних выставках и ярмарках. Продавцы луковиц таких «редких ценных лилий» демонстрируют фото, где изображён цветок, форма которого похожа на летящую птицу.
В реальности под видом «лилии-птицы» на фото продавцов-обманщиков запечатлена фотография цветка редкой орхидеи Хабенария радиата.
К тому же, белый цветок этой орхидеи умельцы фотошопа ещё и раскрасили в разные цвета! В сопровождении этих фотораскрасок продаётся «лилия-птица разных сортов».
Безусловно, орхидея к лилиям не имеет никакого отношения. А какие именно лилии продаются под видом «разноцветной лилии-птицы» – это обманутый садовод обнаружит позже…
Аналогичный обман происходит и с продаваемыми луковицами якобы «голубой лилии»

Чтобы не переплачивать за подобного «кота в мешке», советую приобретать посадочный материал только у надёжных фирм и у порядочных коллекционеров растений, которые гарантируют чистосортность и качество своей продукции.

Домашний уют

Переменчивая природа гибрида

Многоцветность Марлен может проявиться впервые на 2-3 год после отделения почки от материнского растения. В некоторых случаях фасциация не происходит вообще или слабо выражена, и ожидаемого букета на одном стебле нет. Не стоит сразу винить недобросовестного продавца: возможно, дело в условиях произрастания лилии в данной конкретной ситуации. Признаком сорта будут и пара десятков бутонов на одном стебле.

В обычных условиях фасциацию могут спровоцировать нетипичные погодные явления, механическое повреждение луковицы и ростков при посадке, применение препаратов-биорегуляторов и стимуляторов цветения. Но вызвать мутацию преднамеренно практически невозможно, хотя среди любителей и бытует мнение, будто на количество цветов может повлиять избыток удобрений. С этой целью растение подкармливают с частотой раз в неделю, но связь такого ухода с фасциацией лилий сорта Марлен не доказана. Пока специалисты сходятся во мнении, что необычные свойства Марлен обусловлены повышенной склонностью вида к срастанию цветоносных стеблей.

Лилия Марлен: посадка

Для высадки Марлен в грунт лучше всего подходит период середины весны, ближе к началу мая. Не беда, если луковицы будут приобретены осенью, в таком случае их следует оставить на зиму в прохладном месте, чтобы не спровоцировать пробуждение и рост молодых побегов. Некоторые источники рекомендуют для предотвращения преждевременного прорастания луковиц поместить их в холодильник.

Глубина посадки зависит от размеров луковицы: совсем молодые достаточно погрузить в землю на 10 см, а для крупных глубину следует увеличить до 20 см (максимум).

Если предстоит высадка в глинистую почву, следует предварительно обогатить ее перегноем, торфом и песком. В песчаную, соответственно, добавить немного глины и все тот же перегной и торф. Важно знать, что лилиям категорически противопоказан свежий навоз, столь концентрированное удобрение может погубить растение, особенно это касается молодых луковиц.

Для высадки лилий Марлен следует выбрать место достаточно солнечное, но защищенное от ветра и сквозняков. Тень и слишком резкие воздушные потоки могут привести к опаданию бутонов, ослабить лилию. А для 100-цветкового букета, которым знаменита лилия Марлен, необходимы благоприятные условия.

Как ухаживать за лилией Марлен?

От сортов азиатской группы лилия Марлен, посадка и уход за которой совсем не сложны, унаследовала устойчивость к неблагоприятным условиям. Этим необыкновенным цветам требуется не более кропотливый уход, чем самым обычным их собратьям. Лилии будут благодарны за своевременное рыхление почвы вокруг стебля, регулярный полив и подкормку комплексными удобрениями.

В сезон лилия Марлен требует три подкормки:

  • в пору активного роста растению необходимы азотсодержащие соединения;
  • в период формирования и роста бутонов желательно ввести в почву комплексное удобрение;
  • для укрепления луковицы после завершения цветения растению необходимы фосфор и калий.

Приблизительно в начале октября следует прекратить полив растения, срезать сухой стебель и прикрыть надземную часть лилии пленкой, оставляя отверстие для вентиляции. В таком виде лилия Марлен может оставаться до первых заморозков. Пленка необходима для того, чтобы земля вокруг луковицы оставалась сухой на момент наступления холодов. Влажность в сочетании с морозом будет губительна для лилии.

На зиму пленку нужно снять, а растения прикрыть торфом и палыми листьями. Слой в 10 см сможет надежно защитить лилии от низких температур.

Лилия Марлен: описание

Наверное, это самый изысканный сорт лилий, полученный в ходе перекрестного опыления и длинноцветковых. От них лилия Марлен получила устойчивость к перепадам температур, раннее цветение и очень крупные цветки, не имеющие характерного запаха лилий.

Это азиатское гибридное растение неприхотливо, поэтому с успехом используется в приусадебном цветоводстве. Высота растения колеблется от 90 см до 1,1 м. В диаметре цветы могут достигать 20 см. Они окрашены в розовый цвет. Центральная часть лепестков обычно бледно-розовая, а стебли – бледно-зеленые. Удлиненные и заостренные листья растут поочередно. Цветет лилия Марлен, фото которой вы видите ниже, в конце июня.

Эта удивительная красавица способна выпускать до 100 цветков в течение нескольких лет. Некоторые цветоводы смогли вырастить такую лилию с 230 великолепными цветками. Такими необычными свойствами лилия Марлен обязана такому явлению, которое специалисты называют фасциацией – срастанием стеблей. Его можно наблюдать только на растениях старше трех лет. Оно может быть вызвано воздействием различных внешних факторов: применением биологических регуляторов и удобрений, механических повреждений, аномальных погодных условий и т. д.

Фасцирующие лилии образуют из одной, самой развитой и мощной луковицы сразу нескольких побегов. Опытные цветоводы полагают, что для получения эффекта фасциации растение необходимо не просто подкармливать, а даже перекармливать минеральными и органическими удобрениями, чтобы лилия совершенно не испытывала недостатка в питательных веществах и росла мощной и здоровой.

Причина такой мутации еще до конца не изучена, но доподлинно известно, что она не является закрепленным, сортовым свойством. Приобретенная в магазине луковица лилии Марлена, может стать обычным растением с розовыми цветками.

Подготовка луковицы

Для посадки лилии Марлен вам понадобится горшок глубиной не менее тридцати сантиметров и диаметром тридцать пять сантиметров.

В него можно посадить сразу несколько луковиц, которые проходят обязательную стратификацию перед посадкой. Она необходима для пробуждения растения. Для этого луковицы следует поместить в холодильник (+5 °C) на две недели. Затем их извлекают и замачивают в слабом растворе марганца на полтора часа.

После этого луковицы опускают в раствор стимулятора роста и удобрений на 12 часов. На дне горшка укладывается дренажный слой из гальки, кусочков пенопласта, керамзита. Затем — слой плодородной почвы (не менее 10 см). На него укладывают луковицы ростками вверх и насыпают еще один слой грунта такой же толщины. После посадки землю поливают теплой чистой водой и ставят в холодильник на месяц. За этот период цветок укоренится. В это время ему необходимо лишь увлажнение почвы.

Когда появляются ростки, горшок выносят на светлое место. За растениями старше одного месяца уход подразумевает закаливание. Горшок необходимо выносить на улицу (или на балкон). В первые два дня такая процедура длится 30 минут. Постепенно она увеличивается до 10 часов. На ночь горшок можно оставлять на улице только после того, как температура воздуха не будет опускаться ниже +10 °C .

Цветки у Марлен появляются спустя три месяца после появления первых ростков. В период цветения растение нуждается в хорошем поливе, дополнительном освещении и тепле.

Помню, меня в своё время потряс фильм Фасбиндера «Лили Марлен» («Lili Marleen», ФРГ, 1981г.). Многие, наверное, его видели, поэтому я скажу лишь буквально несколько слов.

Фильм начинается с предвоенного 1938 года. Вилли (Вилькия) Бунтерберг (в исполнении Ханны Шигулы), певичка без голоса и почти без слуха, никому не известная, искренне и глубоко любит талантливого швейцарского музыканта Роберта (его роль играет Джанкарло Джанини), который часто бывает в Германии по делам организации, оказывающей помощь немецким евреям.

Война разлучает Роберта и Вилли. Случайная пластинка с записью песенки «Лили Марлен» в исполнении Вилли приносит ей огромную популярность. Песенка становится супершлягером всех фронтов Рейха. Но Вилли, явная фаворитка партийной верхушки, на самом деле ведёт драматическую двойную жизнь. Почти каждый вечер, нарядная и недоступная, она выступает на эстраде, а вот по ночам помогает спасать евреев, перевозить их из Германии в нейтральную Швейцарию. Впрочем, она далека от политики, она лишь просто любящая женщина. Чем-то она напоминает героиню фильма Никиты Михалкова «Раба любви». Её возможности, её знакомства среди высших нацистских функционеров активно используются ее любимым… Однажды она согласилась передать откровенно антифашистские материалы, была поймана за руку гестапо, Роберта тоже арестовывают, её нацистские покровители узнают о её любви, но… но её нельзя просто так уничтожить, ведь она — надежда и утешение миллионов солдат вермахта, которые буквально спать ложаться с её голосом, которые любят её. И Вилькию отпускают, но как певицы её фактически больше нет.

Тем временем война подходит к концу. Человек, которого Вилькия любит, ради которого она готова была отдать и свой успех, и свободу, и жизнь свою, целым и невредимым возвращается на родину, а затем забывает свою певичку: она узнаёт о его женитьбе в Швейцарии. И вот Вилькия, некогда идол всех мужчин Германии, а теперь страдающая, всеми забытая, приезжает на его первый послевоенный концерт, где он дирижирует симфоническим оркестром…

Несколько слов по поводу самого фильма. Фасбиндер пытается, помимо прочего, показать единую основу такого явления, как массовый психоз, — относится ли это к нацистской идеологии или же к эстрадной песенке. На протяжении фильма мелодия песенки звучит десятки раз: и в дешёвых пивных, и в роскошных театрах, и буквально на всех фронтах, где солдаты вслушиваются в голос Родины, припав к радиоточке и утирая пот со лба, а в перерывах между боями танцуя друг с другом под эту песню. Она, эта песня, придаёт им силы, воодушевляет их, солдаты и убивают, и умирают, а оставшиеся в живых затем снова идут в бой, чтобы с той же «Лили Марлен» на устах убивать других и умирать самим. Ниже вы видите одну из множества афиш фильма.

Нет необходимости представлять Райнера Вернера Фасбиндера. Но этот фильм отличает ещё и операторское и так далее мастерство, а также великолепные актёрские работы. Главные роли сыграли Ханна Шигула и Джанкарло Джанини. Это самый кассовый фильм выдающегося немецкого режиссера. «Лили Марлен» дважды привозили на Московский кинофестиваль, но так ни разу и не показали. Кажется, демонстрацию фильма запретили под тем предлогом, что, мол, Фасбиндер сделал бульварную и чуть ли не пронацистскую ленту.

Послушайте кусочек фонограммы из кинофильма Фасбиндера. Песню «Лили Марлен» исполняет Ханна Шигула:

Ханна Шигула

Каждому, кто посмотрел фильм Фасбиндера, песенка «Лили Марлен» запомнится на всю жизнь. Но многим ли известно, что песня эта и в самом деле представляет собой величайший военный шлягер всех времен и народов?

У этой песни давняя и очень интересная история. Она начинается в далёком 1915 году, в берлинской казарме, где среди прочих новобранцев ожидал отправки на Восточный фронт и некто Ганс Ляйп (Hans Leip), двадцатилетний сын гамбургского портового рабочего. Казарменную скуку оживляли лишь периодические увольнения из части. Тогда-то Ляйп и познакомился с двумя берлинскими девушками, с которыми стал встречаться попеременно (на этот счёт, впрочем, есть разные версии). Одну из них звали Лили, а другую — Марлен. Однажды ночью, стоя на часах перед казармой, Ганс от нечего делать принялся сочинять стихотворение, посвящённое сразу обеим своим девушкам. При этом он ловко объединил их в одну — в Лили Марлен.

После войны Ляйп вернулся с фронта и стал журналистом, а потом профессиональным литератором. Он публиковал стихи, рассказы и даже романы, но крупным писателем так и не стал. Остался Ляйп в истории как автор одного-единственного стихотворения. Правда, известного во всём мире.

Его стихотворение напечатали в 1937 году. Оно попалось на глаза молодой певице гамбургского кабаре Лале Андерсен (Эулалия Бунненберг; фотография слева), одной из лучших в Германии 30-х годов исполнительниц «морских песен», и та сразу поняла, что из него может получиться отличная песня. Первый вариант «Лили Марлен» никакого успеха не имел. Но затем, в 1938 году, Норберт Шульце, который был известным оперным дирижёром, а с 1937 года писал музыку для кинофильмов, и сочинил ту самую мелодию, которую мы теперь знаем.

Но и эта новая песня в исполнении той же Лале Андерсен не произвела на публику особого впечатления! Лале исполняла её как сентиментальную любовную песенку — мягко и лирично. Но совсем не это было нужно немцам, жившим в эйфории недавно начавшейся войны. Первая пластинка была продана в количестве всего лишь семисот экземпляров. Но песню услышал сам рейхсминистр пропаганды Йозеф Геббельс, который и посоветовал Шульце переделать её, придав ей ритм военного марша. А затем песня в новой аранжировке понравилась фельмаршалу Роммелю — «лису пустыни», командующему африканским экспедиционным корпусом. И всё переменилось. «Радио Белграда», вещавшее на африканский корпус Роммеля, стало ежедневно, в 21:55, непосредственно перед сигналом «отбой», транслировать «Лили Марлен». Песню услышали британские солдаты, воевавшие против Роммеля, она была переведена на английский язык. Первыми её запели солдаты британской 8 армии в Северной Африке, затем французы. И вскоре песня «Лили Марлен» стала любимой песней солдат по разную сторону всех фронтов мировой войны. В 1944 в США был снят фильм «Лили Марлен», а в 1961 году песня прозвучала в фильме «Нюрнбергский процесс».

Самой знаменитой исполнительницей «Лили Марлен» стала, конечно, Марлен Дитрих (Мария Магдалена фон Лош; её фотографию вы видите справа). Во время войны с этой песней, неизменной в её репертуаре, она объехала все фронты, выступала перед американскими и британскими войсками, пела и для пленных немцев. Маршевая тональность удивительно подходила её хрипловатому негромкому голосу.

Впрочем, вы можете сравнить два исполнения на немецком языке. Первоначальный, 1939 года, вариант Лале Андерсен — это действительно марш. Песня в исполнении Марлен Дитрих снова становится нежной и лиричной. Если же говорить об английском языке, то хочется обратить ваше внимание на пение Веры Линн. Именно в её исполнении песня транслировалась по БиБиСи на войска союзников в Европе.

Здесь вот представлено почти два десятка различных вариантов исполнения «Лили Марлен».

Послушаем песню «Лили Марлен» в трёх различных исполнениях — Лале Андерсен, Марлен Дитрих и Веры Линн:

Во время войны Лале Андерсен, хотя она почти открыто выражала своё критическое отношение к нацизму, была объявлена едва ли не национальным достоянием со всеми причитающимися этому рангу регалиями, её принимал лично Гитлер. И вдруг обнаружилось, что она поддерживает связь с еврейскими эмигрантами-антифашистами в Швейцарии и даже оказывает им какую-то помощь. Кара последовала незамедлительно. В 1943 году по инициативе Геббельса Лале Андерсен запретили выступать, газетам и радиостанциям — даже упоминать её имя. Исполнение песни, сделавшей её знаменитой, тоже было запрещено. Певица пыталась даже покончить с собой, приняв большую дозу снотворного, но ей удалось выжить. Популярность песни и самой Лале Андерсен была столь велика, что в том же 1943 году Геббельс был вынужден отменить свой запрет.

После войны Лале смогла продолжить свои выступления и в 1961 году даже участвовала в конкурсе Евровидения. Умерла певица в Вене в 1972 году (кстати сказать, год рождения певицы до сих пор толком не согласован: в разных источниках можно найти 1905, 1908 и 1913 годы). Именно о её жизни Фасбиндер и снял свой знаменитый фильм. В отличие от фильма, в котором автор музыки погибает на Восточном фронте, Норберт Шульце тоже остался жив, покаялся во всех своих грехах и благополучно вернулся к композиторской деятельности — писал музыку к нескончаемым опереттам и кинофильмам. Он умер совсем недавно, в конце 2002 года.

Автор текста Ганс Ляйп после войны работал на радио и телевидении. Как и Шульце, он дожил до 90 лет и скончался в 1983 году. Вот первоначальный оригинальный текст его песни:

Текст песни переведен на 48 языков, в разное время её исполняли такие певицы, как Патрисия Каас, Елена Камбурова и Аманда Лир. Вот одни из самых известных переводов на русский язык (включая очень бережный перевод Н. Мендковича):

Александр Амелькин У ворот казармы Пред большой стеной Столб стоит фонарный Словно часовой. Ты приходи ко мне туда — Мы постоим у фонаря С тобой, Лили Марлен. Обе наши тени Будут как одна И в любви сольются В свете фонаря… Пусть же нас видят все вокруг! Не уходи, мой милый друг, Моя, Лили Марлен! Что ж, пора на вахту, И труба зовёт! — Иль три дня гауптвахты — Наказанье ждёт. Милая, до свидания… Как бы хотел остаться я С тобой, Лили Марлен! И фонарь тот помнит Милые черты… Он горит, как звёзды, С ночи до зари! Завтра нас ждёт война и фронт — Кто ж к фонарю теперь придёт К тебе, Лили Марлен? Отсвистели мины, Вечер настаёт… Как во сне, любимый Голос твой зовёт — И сквозь туман мы полетим Туда, где тот фонарь стоит, С тобой, Лили Марлен… Константин Михеев В парке, перед казармой, помнится, всякий раз свет разливался фонарный. Льётся он и сейчас, давний свидетель свиданий, измен. Будем стоять у казарменных стен, как прежде с Лили Марлен. Под фонарем мы застыли, слились в единую тень. Всё, что мы прежде любили, с нами и по сей день. В тысячах взоров запечатлен наш силуэт у казарменных стен — ты помнишь, Лили Марлен? Горна рассветной дрожью кличет дневальный беду. «Через три дня — не позже! — вновь к тебе я приду», — так мы шептали друг другу взамен слов, обращающих память во тлен, с тобою, Лили Марлен. В мире из стона и стали, в средостенье огня бёдра твои трепетали, обманывая, маня. Под фонарём у казарменных стен кого завлекла ты в свой сладостный плен сегодня, Лили Марлен? Из сокровенного края, из сердцевины земли, сон наяву повторяя, тянутся губы твои. Я сквозь туманных сумерек тлен бреду к фонарю у казарменных стен один, без Лили Марлен. Никита Мендкович Пока фонарь мерцает у Казарменных ворот, Забыв про быт и суету, Девчонка друга ждёт. И верит, что вернутся вновь Они, смешная их любовь. Как ты, Лили Марлен. И наши тени вновь идут, Кружить во тьме ночной. Но нам нет больше места тут, Для нас лишь мир иной. А людям видится другим, Что мы под фонарем стоим, Как ты, Лили Марлен. Трубит вечерняя заря, В военную трубу. Я в город уходил не зря, И я назад бегу. Я говорил: «Вернусь домой, Коснусь твоих колен…» Но лучше б я бежал с тобой. С тобой, Лили Марлен. Забыты ей мои шаги, Она сияет там, Где раньше с ней бродили мы Вдвоём по вечерам. О, как не думать мне о том, Кто встанет там под фонарём, С тобой, Лили Марлен. Меня поднимут ото сна Из мрачных недр земли Твои влюбленные уста И память о любви. Чтоб я стоял у этих стен, Нарушив смерти тяжкий плен, Как в прошлом ты, Лили Марлен.

На Западе «Лили Марлен» была, пожалуй, даже более популярна, чем «Жди меня» Симонова у нас. Как это ни странно звучит, но этой её популярности сильно поспособствовал пропагандистский аппарат Геббельса. На упомянутом выше сайте можно найти запись «Лили Марлен» с такой вот пометкой: «Лале Андерсен, 1942 год (на английском языке)».

На самом деле, эта запись относится не к 1942 году, когда Лале Андерсен сделала новую запись на немецком языке, а к 1943 году. Но всё равно возникает законный вопрос: каким это чудом Лале Андерсен, которой именно в 1943 году было вообще запрещено выступать, смогла записать свой, тоже запрещённый тогда к исполнению, шлягер — да ещё и на языке противника?

Ответ тут очень простой: англоязычная версия «Лили Марлен» была записана певицей… в результате некоего компромисса с Геббельсом. Дело в том, что эта запись была сделана музыкальным коллективом под названием «Charlie and his Orchestra», который и создан был по инициативе Геббельса, и широко использовался им в радиопропаганде.

Вообще, музыка в «американском» стиле в нацистской Германии была под запретом, и джазовый ансамбль «Charlie and his Orchestra», в котором под руководством Лутца (Людвига) Темплина работали высококлассные музыканты и где под именем Чарли солировал — на прекрасном английском языке — известный немецкий певец Карл Шведлер, создавался с целью воздействия исключительно на солдат противника. Метод их работы особой оригинальностью не отличался: бралась какая-нибудь популярная среди британцев и американцев песня, текст которой «модифицировался» в духе нацистской пропаганды. Ансамбль Лутца Темплина записывал песню с хорошо известной мелодией и с новыми словами, а затем она транслировалась на американцев и британцев. Послушайте сами кусочек из песни, адресованной британским солдатам. Узнаёте мелодию?

«Bye-bye Churchill, BBC, BBC, BBC…»

В Германии едят крыс и мышей, а вот зато в Англии всё прекрасно… Чёрчилль и Би-Би-Си пичкают нас всякими небылицами — почему бы нам не послушать совсем другие новости, не советские и не еврейские?..

Повторяю, всё это делалось в Германии и под контролем ведомства доктора Геббельса. Вероятно, записать «Лили Марлен» на английском языке и с ансамблем «Charlie and his Orchestra» было одним из условий, поставленных Геббельсом перед Лале Андерсен для снятия запрета на её выступления и на исполнение «Лили Марлен». Очевидно, встречным условием певицы было то, чтобы в тексте песни отсутствовали пропагандистские вставки. Поскольку такое иногда практиковалось в записях «Charlie and his Orchestra» — некоторые песни записывались с оригинальными текстами, то компромисс был найден.

Песня в исполнении Лале Андерсен была записана и вышла в эфир — это единственный англоязычный вариант «Лили Марлен», столь близкий к её «маршевому» немецкому исполнению. Слушаем Лале Андерсен и «Charlie and his Orchestra»:

Лале Андерсен в сопровождении «Charlie and his Orchestra»

И в дальнейшем Лале Андерсен записывала песни совместно с ансамблем Лутца Темплина, но и в дальнейшем она всячески уклонялась от того, чтобы петь пропагандистские тексты. Очевидно, Геббельс не возражал против этого…

Британские пропагандисты были менее щепетильны, чем Лале Андерсен. Пользуясь огромной популярностью песни среди солдат вермахта, они по каналам Би-Би-Си транслировали «Лили Марлен» с откровенно пропагандистским текстом (по-немецки в исполнении Люси Манхайм).

Известный русский перевод, выполненный Иосифом Бродским, также представляет собой, мягко выражаясь, пародию. Взгляните на вариант Би-Би-Си и на «перевод» Бродского:

Mir ist das Herz so schwer. Ich muss zu Hause bleiben Und lieb Dich doch so sehr. Du sagst, Du tust nur Deine Pflicht, Doch troesten kann mich das ja nicht. Ich wart an der Laterne — Deine Lili Marleen. Was ich still hier leide, Weiss nur der Mond und ich. Einst schien er auf uns beide, Nun scheint er nur auf mich. Mein Herz tut mir so bitter weh, Wenn ich an der Laterne steh’ Mit meinem eignen Schatten — Deine Lili Marleen. Vielleicht faellst Du in Russland, Vielleicht in Afrika, Doch irgendwo da faellst Du, So will’s Dein Fuehrer ja. Und wenn wir doch uns wiederseh’n, Oh moege die Laterne steh’n In einem ander’n Deutschland! Deine Lili Marleen. Der Fuehrer ist ein Schinder, Das seh’n wir hier genau. Zu Waisen macht er Kinder, Zur Witwe jede Frau. Und wer an allem schuld ist, den Will ich an der Laterne seh’n! Haengt ihn an die Laterne! Deine Lili Marleen.

Возле казармы, в свете фонаря кружат попарно листья сентября, Ах, как давно у этих стен я сам стоял, стоял и ждал тебя, Лили Марлен, тебя, Лили Марлен. Если в окопах от страха не умру, если русский снайпер мне не сделает дыру, если я сам не сдамся в плен, то будем вновь крутить любовь с тобой, Лили Марлен, с тобой, Лили Марлен. Лупят ураганным, Боже помоги! Я отдам Иванам шлем и сапоги, лишь бы разрешили мне взамен под фонарём стоять вдвоём с тобой, Лили Марлен, с тобой, Лили Марлен. Есть ли что банальней смерти на войне и сентиментальней встречи при луне, есть ли что круглей твоих колен, колен твоих, Ich liebe dich, моя Лили Марлен, моя Лили Марлен.
Кончатся снаряды, кончится война, возле ограды, в сумерках одна, будешь ты опять у этих стен во тьме стоять, стоять и ждать меня, Лили Марлен, меня, Лили Марлен.

А и правда, текст Би-Би-Си предельно откровенен:

… Может, тебя убьют в России Или в Африке, Но где-нибудь точно убьют — Так хочет твой фюрер. И если мы всё-таки увидимся, Хорошо бы нашему фонарю стоять В другой Германии! Твоя Лили Марлеен…

На уже не раз упомянутой страничке, посвящённой песне «Лили Марлен», вы можете обнаружить различные немецкие её варианты, начиная с самого первого «мужского» исполнения Вилли Фрича (Willy Fritsch, 1939) и заканчивая приведённым выше пропагандистским вариантом от Би-Би-Си, а также исполнения на многих других языках. Там же можно найти и ноты песни.

Давайте послушаем запись песни «Лили Марлен» (точнее говоря, той пародии, текст которой приведён выше) в исполнении Иосифа Бродского:

Иосиф Бродский

Следует отметить также, что знаменитая песня вызвала к жизни многочисленные подражания. Вот, например, одно из таких подражаний — песня «The Wedding of Lili Marlene», которую исполняет Фрэнк Синатра:

Фрэнк Синатра

Удивителен феномен этой вроде бы незатейливой песенки! Она о том, что объединяет людей, а не разъединяет их. Но ведь о том же самом написано множество песен, хороших и разных. Так в чём же притягательная сила именно «Лили Марлен»? Почему же эту песню знают, помнят и любят?.. Недавно в Германии проводилась единственная в своём роде выставка, посвящённая песне. Песне «Лили Марлен». Название выставки звучит так: «Лили Марлен. Шлягер делает историю». За неполные два месяца работы эта выставка приняла сорок тысяч посетителей! Среди экспонатов — оригинальная рукопись Ганса Ляйпа, солдатские письма, военная форма Марлен Дитрих, в которой она пела «Лили Марлен» на фронте, костюмы и личные вещи Лале Андерсен, а также живой экспонат: розы сорта «Лили Марлен».

Вот такая это песня, вот такая это история.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *