Огород в детском саду


Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, создаются условия для поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.
Целью создания в детском саду «Огорода на окне» являетсявовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе в области цветоводства.
Основная задача нас, взрослых, — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Самой волшебной ребенку весной кажется история с семенами. Вот маленькое семечко, такое крошечное, что на ладошке еле видно. И вдруг раз — и прорастает оно, появляется зеленый росток, а потом целый большой стебелек! И вот что интересно: все это происходит с любым семечком: желтеньким и плоским огурца, кругленьким оранжевым помидора или черненьким капусты.
Материал. Коробка с отделениями, карточки с зеленой каймой, изображающие овощи, например, капусту, огурец, помидор, морковь и лук. Внизу каждой картинки прикреплены по три семечка каждого сорта. Обычно карточки ламинируют для прочности.
Что можно прорастить?
Прорастить можно лук, морковь (верхушки), свеклу, семена овощей: огурцов, помидоров, перца, гороха, бобов; злаки: овес, пшеницу.
Сюжеты могут быть самыми разными, но главное, чтобы сюжет соответствовал возрасту детей, был им понятен.
Немаловажно, чтобы огород был полифункционален, т. е. его можно бы использовать в других видах деятельности детей: в математическом развитии, развитии речи и т. д.
Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Раньше в программах давались точные рекомендации, какие растения должны высаживаться в каждой возрастной группе. Но с переходом на ФГТ строгих требований к перечню растений нет. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные семена, чем для воспитанников средних и старших групп. Так же в младших группах достаточно 1 – 2 вида растения для посадки, в средних – 2 – 3, в старших и подготовительных – до 5.
Предлагаю примерный перечень растений для посадки: лук-репку, дольки чеснока, корнеплоды свеклы, петрушки, сельдерея. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка.

За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения. В средних – дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья). В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети. Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины.
Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал.
Ещё рекомендуется проводить опытническую деятельность, проводить занимательные опыты и эксперименты, они побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, поддерживает у детей инициативу, сообразительность, критичность и самостоятельность. Целесообразно отвести место для лаборатории, где растения будут высаживаться разными способами: между двумя плоскостями в вату, в камни.
Для наблюдения за весенними изменениями в жизни растений в группу хорошо принести веточки деревьев. Для младших групп – веточки одного дерева (для наблюдения за почками и листьями). Для средних групп – веточки двух деревьев (хорошо известных детям и легко различимых внешне). Для старших и подготовительных – ветки нескольких пород (растущих на территории детского сада).
Работа по организации огорода на окне будет успешнее, если ее проводить поэтапно.
1. Посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. Подбор художественной литературы про посаженные растения: поговорки, стихи, сказки, загадки.
2. Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Результаты фиксируются в дневнике. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.
3. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформление выставки рисунков «От семени к ростку». Составление рассказов о том, как ухаживать за растениями.
Такая работа, проводимая регулярно начиная с младших групп, обладает большими воспитательно-образовательными возможностями.
Циклические наблюдения за ростом и развитием луковиц
Для наблюдения и фиксирования результата наблюдений за ростом луковиц в каждой возрастной группе существуют требования к проведению этих наблюдений.
В младших группах ставятся две луковицы: одна с водой, другая ставится без воды. Дети наблюдают разное состояние луковиц, причем со временем разница между ними будет возрастать: в банке с водой лук начнет прорастать (у него появятся корни и зелень); в банке без воды луковица останется почти неизменной.
Всредней группе процесс усложняется: для наблюдения берутся две луковицы, обе ставятся в воду, но одна из них — в темное место. Наблюдения и сравнение луковиц покажут, что они растут по-разному: на подоконнике — нормально, а в темноте прорастающие листья будут желтыми и скрюченными из-за отсутствия света.

В старшей группе берется уже три луковицы. Для одной создаются нормальные условия: на свету, в тепле, в воде; вторая – в тепле, в воде, в темноте; третья – на свету, в тепле, без воды. Дети будут наблюдать влияние разных условий на рост луковиц — в холоде лук не прорастет совсем или будет прорастать очень медленно; в темноте появятся желтые, некрасивые листья.

Только сочетание трех основных условий (тепла, влаги, света) обеспечит бурный рост хорошей зелени.
В подготовительной группе ставятся четыре луковицы: первая – с нормальными условиями, вторая – без воды, третья – без света, четвертая – в холодном месте.

Правила:
-опыт проводится в каждом конкретном случае только с одним отклонением;
— обязательно на баночке условными знаками обозначаются условия.
Сравнение луковиц, каждая из которых была рассмотрена по этой схеме, поможет детям установить сначала их внешнее различие, а потом и разные условия, которые обусловили это различие.
Таким образом, элементарные опыты — это особая форма наблюдений, в которых ярко и отчетливо проявляются жизнедеятельность растений, животных и их связь со средой обитания.
Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Оформление огорода на окне
Для того чтобы красочно и интересно оформить огород на окне, воспитателям необходимо приложить свой творческий потенциал и подключить к оформлению родителей. Предлагаю вашему вниманию образцы оформления «Огорода на окне» фотографии подобраны как из опыта работы воспитателей МБДОУ «ДС КВ №8 «Белоснежка», так и других детских садов.
Материал подготовила педагог дополнительного образования
по экологическому образованию Пронина А.А.

Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке, этот язык надо изучать.

Н.

Г. Гарин-Михайловский

Наблюдая за явлениями и объектами природы, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.

Дети видят вокруг себя многообразие растительного мира, но при этом остаются пассивными наблюдателями:

не зная правил ухода за растениями, особенностей влияния окружающей среды на них. Таким образом, возникла необходимость создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Вид проекта: долгосрочный, познавательно — исследовательский, групповой

Участники проекта: дети 5 лет, воспитатели, родители

Срок реализации: апрель — октябрь 2017 г.

Цель проекта: Создание благоприятных условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию огородных растений.

Задачи:

  • развивать и поддерживать интерес к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в условиях ДОУ;
  • уточнить и систематизировать знания детей о многообразии культурных огородных растений, их отличительных особенностях, условиях жизни растений и способах ухода, о значимости овощей в жизни людей.
  • воспитывать любовь и интерес к природе, бережное отношение к растениям, к своему труду и труду других людей.
  • привлекать родителей к совместной, творческой деятельности: (изготовлению пособий, поделок, рисунков).

Предполагаемый результат:

  • Расширение знаний детей по экологической культуре;
  • Развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира;
  • Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
  • Формирование бережного отношения к природе;
  • Развитие связной речи;
  • Формирование уважительного отношения к своему труду и труду взрослых.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.

Погружение в проект

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как узнаем?

Могут пить.

Они растут.

У них есть корни, листья.

Овощи можно есть,

заготовки на зиму

Почему растение растёт?

Почему нужно поливать растения на огороде?

Как нам помогает солнышко выращивать овощи?

Какие условия необходимы для роста и развития растений?

Спросим воспитателя.

Спросим у взрослых.

Прочитаем в книге.

По телевизору.

Спрошу маму.

Посмотрим познавательные программы

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап

На первом этапе подобрали и изучили методическую литературу. Создали предметно развивающей среду по теме проекта. Организовали родителей в участие проектной деятельности (подготовка участка, инвентаря, семян, рассады).

2. Основной этап, направленный на реализацию проекта

Форма работы

Взаимодействие участников

1.Опыты-наблюдения: «Строение растений», «Размножение, рост, развитие растений», «Условия всхожести семян». Эксперимент-наблюдение за ростом и развитием репчатого лука в разных условиях, рассматривание глазков картофеля, укропа, помидор, кабачков, гороха и фасоли.

Дети, воспитатели, родители

2.Продуктивная деятельность:

Лепка: «Горох», «Дружная семейка»

Рисование: «Витамины на грядке», «Лук», «Что нам осень подарила»

Аппликация: «Консервируем овощи», «Корзинка для овощей и фруктов»

Дети, воспитатели, родители

3. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Вершки и Корешки», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Овощи-Фрукты», «Сад-Огород».

Дети, воспитатели, родители

4.Беседы с детьми: «Как выращивают овощи на огороде?» , «Полезные свойства лука», «Витамины для детей», «Овощи и фрукты» «Что мы знаем о картофеле», «Значение картофеля в жизни человека», «Лекарь в мундире», «Какой вырос у нас урожай?».

Дети, воспитатели, родители

5. Чтение художественной литературы: Дж. Родари «Приключения Чиполлино», Е. Жуковская «Ох уж, этот злющий лук!», загадки, пословицы и поговорки.

Дети, воспитатели, родители

6. Подвижные игры: «Горячая картошка», «Перенеси картошку», «Баба сеяла горох», «Кабачок», «Огород у нас в порядке», «Огородник», «Посади и собери картофель», «Вершки-корешки».

Дети, воспитатели, родители

7.Сюжетно-ролевые игры: «Магазин овощей», «Семья», «Садовник», «Дары осени», «У бабушки в деревни».

Дети, воспитатели, родители

  1. Заключительный этап

На заключительном этапе нашей проектной деятельности мы собрали урожай овощей, подготовили огород к зимнему сезону. В детском саду была организована ежегодная ярмарка — выставка «Дары осени» с участием родителей, подготовили мультимедийную презентацию проекта. Дошкольники приняли активное участие в развлечении «Осенние посиделки».

Во время проекта у детей были сформированы представления о многообразии семян, о строении культурных растений и о том, что растения отличаются друг от друга, что для роста и развития растению необходимы свет, тепло, вода, воздух, почва. Дети научились ухаживать за растениями (поливать, рыхлить), бережно относиться к растениям и уважительное отношение к труду взрослых. Родители приняли активное участие: оказали посильную помощь в благоустройстве огорода и ухода за ним, подготовили коллекцию семян, фотоальбом «Полезные овощи на грядке»; сборник стихов, загадок, пословиц.

Предметно-пространственная развивающая среда группы обогатилась оборудованием в уголке природы, демонстрационным материалом, дидактическими играми, художественной литературой.

Презентация проекта

Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной группе. «Огород на окне»

Белая Виктория Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ «Детский сад №8 «Сказка»
Населённый пункт: Нижегородская область,г.Семёнов
Наименование материала: Конспект
Тема: Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной группе. «Огород на окне»
Дата публикации: 07.04.2016
Раздел: дошкольное образование

Назад

Конспект совместной образовательной деятельности
в подготовительной группе.
«Огород на окне»
Цель:
 расширять кругозор детей, развивать интерес к окружающему миру, экологическое мышление в процессе наблюдений,  познакомить детей с внешним видом семян наиболее распространённых овощей, учить узнавать их по внешнему виду,  углублять и конкретизировать представления детей о росте растений из семян,  расширять представления детей о земледельцах и овощеводах, о важности и значимости труда их труда.
Средства
:  игрушка-акссесуар для кашпо Пугало,  коробочка из декоративной тыквы,  семена моркови, капусты, свеклы, тыквы декоративной, огурцов, томатов и фасоли, гороха,  2 луковицы.
Предварительная работа:
 рассматривание семян,  иллюстраций овощей,  рассказы из личного опыта детей,  просмотр мультфильма «Веселый огород»,  дид. игра «Чье семечко?»
Ход проведения совместной образовательной деятельности:
Восп-ль: Вот и наступила весна. Давайте вспомним, что изменилось в природе? (ответы детей) Сейчас много работы у огородников. Наверняка, у многих из вас есть дачи, кто-то выезжает на лето за город. Вспомните, что вы видели на дачных участках? (перечисление, ключевое слово ОГОРОД). — Что растет на огороде? (овощи).
В далёком – далёком времени хозяин маленького участка земли старался посадить возле своего дома всё, что ему нужно для еды, для лечения и для красоты. В старину вошли в меню человека овощи, травянистые растения, у которых в пищу употребляли сочные части: листья, корни, плоды. Две тысячи лет назад бабушки и дедушки сажали репку; первые щи были сварены четыре тысячи лет назад. — Что выращивает ваша семья на огороде? (дети перечисляют) — А что нужно сделать, чтобы на огороде выросли овощи? (посеять семена, посадить рассаду) — Как вы думаете, как можно назвать все эти овощи? (урожай) — Что нужно делать, чтобы вырастить хороший урожай? (ответы детей) Давайте вспомним, что делали ребята из мультфильма «Веселый огород»? — Ребята, кто вырастил такой богатый урожай? (ответы) Активирую ответы детей, использую в беседе пословицу «Труд кормит, а лень портит» и другие пословицы о труде. К нам сегодня в гости пришел помощник овощеводов – Чучелка. Это искусственный человек, пугающий птиц и мелких грызунов. Он принес подарок – красивую шкатулочку. — На что она похожа?

(ответы детей). Верно, на маленькую тыкву. Такие тыквы не съедобны, но очень красивы. Ими украшают огород, когда они растут, и помещения когда они созреют. Что же внутри этой тыковки- коробочки? Что это? Правильно, семена. Семена разных овощей, а вот и овощи, которые из них вырастут (показываются настоящие овощи или муляжи). Давайте вместе их назовём и положим каждому овощу его семя. Но чтобы посадить семена на свое место в огороде, нужно уметь их отличать, а то захотим мы посеять лук, а семена перепутаем и вырастит свекла. Ну, что хотите научиться различать семена?  Дид. игра «Подбери семечко». — Посмотрите, у вас на столах такие же наборы семян, как и у меня. Садитесь на свои места.
Посмотрите, я взяла семена моркови и капусты, найдите их у себя. Семена капусты гладкие, а у моркови по краям есть зубчики, они шероховатые. А какого цвета эти семена? А эти? Правильно, у моркови семена светло- коричневые, а у капусты коричневые. Потрите семена пальцами и понюхайте. Семена моркови пахнут как морковка. — Ребята возьмите семена лука (лук можно вырастить и из семени, а зеленые перья выгоняем из луковицы!) и свеклы, давайте сравним их (задаю вопросы по выявлению признаков). Семена лука ребристые, маленькие, чёрные, не пахнут. Семена свёклы круглые, поверхность у них неровные, морщинистая, светло — коричневого цвета. Семена не пахнут. — А теперь сравним семена фасоли и гороха, тыквы и огурцов. Восп-ль: Мы сегодня научились различать семена овощей. В следующий раз мы семена посадим в землю. А сейчас давайте к семенам подберем в корзинку муляжи овощей из нашего магазина.
Последующая работа:
1. Создание мини-огорода на окне. Посадка семян в лоточки с землей.
Цель
: Продолжать знакомить детей с трудовыми операциями по подготовке огорода к посадке овощей, учить выполнять соответствующие трудовые действия. Восп-ль предлагает посадить семена овощей в землю. Читает стихотворение Л. Некрасова «Огородники» Как без нашей помощи не родятся овощи. Только лишь пришла весна, мы сажаем семена. Вот какой огород! Удивляется народ. Землю грело солнышко, прорастало зернышко. Огурцы, морковь и лук из земли полезли вдруг. Вот какой огород! Удивляется народ. Ровно три горошины в землю были брошены, А собрали пять мешков замечательных стручков. Вот какой огород! Удивляется народ. Выполнение действий по посадке семян. — Мы с вами посадили семена и лук в землю, поставили луковицу в ёмкость с водой – получился мини-огород. Что нужно делать, чтобы на огороде все росло? (поливать, полоть сорняки) — Вот теперь каждый день мы с вами будем ухаживать за своим огородом.
2. Оформление огорода на окне (дизайн).
Цель
: формировать у детей эстетику окружающей среды, стимулировать его творчество, развивать эстетическое восприятие. Восп-ль: Чтобы на нашем подоконнике было красиво, оформим мини-огород, украсим его, огородим заборчиком, поставим пугало.
· Ручной труд
«Заборчик для огорода» (использование бросового материала – корпусы от старых фломастеров)
3. Долгосрочное наблюдение за всходом семян, ростом всходов и лука,
фиксирование изменений роста в календаре наблюдений.
Цель: формировать умение детей анализировать результаты наблюдения и делать выводы,

В раздел образования

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *